Полный сюр
Эта история просто поражает: разница между GTA 3 и GTA:VC (всего за год) в концепции оказалась невероятно глубокой, далеко превосходящей различия между GTA:VC и GTA 5. Помните первые две части — это был настоящий аркадный фейерверк, наполненный несерьезностью, безудержностью и хулиганством, с грязными заданиями от самых подозрительных персонажей. Новая, третья часть сохраняет этот стиль (включая классический вид камеры сверху), но начальная заставка с потрясающей музыкой, виртуозной операторской работой и динамикой сюжета настойчиво пытается убедить нас в том, что нас ждет нечто гораздо более серьезное – будто бы мы вот-вот окунемся в захватывающее урбанистическое криминальное кино.
Это вступление, наполненное пафосом, которое контрастирует с последующим ходом сюжета, может быть ироничным стебом, подчеркивая, что тогда Rockstar только искали свой уникальный стиль, балансируя на грани между серьезностью и трешем.
Возможно, именно такой подход оттолкнул часть аудитории, ожидавшей крепкого боевика, а получившей в итоге набор необычных мотиваций в таксофонных миссиях. Но если отбросить все эти сюжетные изыски и взглянуть на игру исключительно как на площадку для экшна, в духе первых двух частей, то всё встает на свои места. Деньги здесь скорее представлены как очки, заработанные за убийства, взрывы, трюки и побочные занятия. Главный герой — обезличенная машина для выполнения заказов, обыкновенный «досуг» в Либерти Сити.
Игра великолепно передает ощущение огромной арены боевых действий, где главному герою предстоит занять свою ячейку. Банды разделяют город на территории, а главари стремятся уничтожить друг друга (преимущественно с вашей помощью). В GTA 3 отсутствуют не только положительные персонажи, но и хотя бы какие-то нейтральные. Это своеобразная фишка серии, и хотя в последующих выпусках можно было симпатизировать какому-то персонажу, здесь все персонажи полные ублюдки, лишенные человеческости. Либерти Сити больше не пародия на реальный мир; это похоже на чистилище, где преобладают жестокость, разврат и алчность, отражающиеся в действиях обычных граждан и даже спецслужб. Даже врачи, приехавшие на вызов, случайно ввязываются в драку и бьют до смерти бездомного.
Ламповость
В игре ощущается уникальная гнетущая атмосфера городской криминалистики, переходящая в новый век и насыщенная безумием аркад 90-х. Приглушенные цвета города не только служат фоном, но и являются символом эры, разбавляясь мерцающими вывесками ночных клубов и яркой одеждой сутенёров. Каждый уличный уголок замешан в мрачной истории, а шум проезжающих машин и крики, отраженные эхом из подворотен, создают симфонию городской жизни. Бесконечный дождь лишь усиливает впечатление безысходности. Даже при ясной погоде голубое небо кажется отдаленной мечтой, а моменты, когда красный закат расцвечивает небеса над бескрайним морем, словно подарок, вырывающийся из серых будней.
Пройдя игру и включив Vice City, ты погружаешься в новый слой атмосферы. Нормальные персонажи становятся яркими индивидуальностями, разговоры главного героя переносят вас в солнечную атмосферу истории, пропитанной музыкой и знакомыми именами. Это возвращение в привычный мир, встреча со знакомыми лицами, старыми друзьями. Энергия солнца пронизывает каждый уголок города, история раскрывается через взаимодействие персонажей, а знакомые исполнители звучат, как воспоминания о былых днях.
Саундтрек игры — это не просто музыкальный фон, а целая симфония, точно отточенная под каждый игровой момент. Многие песни созданы специально для вымышленных групп, олицетворяя дух времени. Разнообразие жанров — от холодного электронного транса до уличного рэпа — создает не просто атмосферу, а музыкальный мир, в который хочется погружаться снова и снова.
Grand Theft Auto 3, заявившая о себе как игра «про настоящее», стала не просто отражением эпохи, но и ее живым воплощением. Пародийность, начавшаяся в первой части, здесь достигла своего апогея. Это осознают лишь те, кто вникал в западную культуру тех лет. В отличие от пятой части, где это более очевидно, 20 лет назад это выглядело тонко и утонченно. Песни записаны нарочито наивно, словно подчеркивая деградацию смысловой нагрузки поп-музыки того времени.
Эпоха интернета только начинает оставлять свой след в жизни обывателей, реклама безумных интернет-сервисов как будто пародирует зачатки бизнеса в виртуальном пространстве. Таксофоны и пейджеры превращаются в символы эпохи, где интернет-кафе и другие атрибуты времени добавляются в игровую временную шкалу, создавая плотный блок аутентичности. Они становятся не просто элементами геймплея, а живыми отражениями прошлых трендов и стилей, занимая своё законное место на видеоигровой временной шкале.
Город
Отойдем от абстракций и углубимся в уникальность Либерти Сити. Этот виртуальный город, отражая черты реального Нью-Йорка, предоставляет игроку возможность выбора среди пяти американских городов, каждый собой несущих уникальное настроение. Однако, с точки зрения геймплея, Либерти Сити выделяется как наилучшим образом проработанным и увлекательным.
Почему именно так? Взглянем на город из GTA 3, который становится настоящим урбанистическим кошмаром. Нелогичные улицы, странные переулки и мосты создают лабиринт, представляющий вызов для игрока. И вот тут начинается магия – необходимость запоминать каждый угол города, отличие от привычных маршрутов, исключение GPS и отсутствие глобальной карты, что заставляет полагаться только на собственные навыки.
В свете этих особенностей выделяются побочные миссии такси и пожарных. Они не только помогают закрепить географию, но и придают интерес ориентации благодаря запутанным улицам и приблизительной информации о местонахождении целей.
Не забывайте об разнообразии способов перемещения между островами: мосты, подземные туннели, метро и даже лодки (и самолёт для ценителей экстрима). Мастерски используя все возможности, игрок начинает наслаждаться не только путешествием, но и самим процессом преодоления расстояний.
А что касается разбросанных по городу пушек, взяток, аптечек и брони, то они становятся неотъемлемой частью игрового восприятия. Их наличие облегчает процесс прохождения, но требует запоминания для максимальной эффективности. Подружитесь с городом, и он ответит вам взаимностью, вкладывая в каждый угол своего пространства невероятное количество деталей и историй.
Геймплей
Волшебство серии Grand Theft Auto проявляется в деталях. Каждая миссия становится ярким воспоминанием, вызывая у игроков радость от встречи с чем-то новым. Rockstar искусно играют с нашими ожиданиями, создавая нестандартные задачи, будь то внезапная сложность или уникальная постановка. За стандартными «поезжай, убей, взорви, собери, привези» кроются сюжетные повороты, захватывающие локации и непредсказуемый сюжет.
Скомпанованность становится ключевой чертой этой части игры. Несмотря на ограниченное количество транспортных средств и оружия, каждый из них обладает своим характером и внутренней логикой. Второстепенные задания, разнообразно расставленные между сюжетными миссиями, позволяют игрокам наслаждаться игрой вне зависимости от текущего этапа сюжета. Карта, оптимального размера, приправляет игровой процесс, предлагая насыщенный геймплей, не вызывая чувства перегруженности. Это в ярком контрасте с San Andreas, где избыточность активностей под 100% может оказаться утомительной для игрока, в то время как разработчики этой части воспринимают достижение полного прохождения как опциональное, а не обязательное условие.